Олимп

http://uploads.ru/t/B/N/f/BNf4b.gif

       Гряда гор с огромными, похожими на головы, скалами, покрытыми сединой снегов, бездонные провалы пещер, откуда бьют источники и стекают быстрыми ручьями по крутым склонам, поросших зеленым лесами. Олимп. Сквозь прозрачный воздух отсюда видно всю Македонию и всю Фессалию, реки которой вырисовываются, как на карте, голубыми ленточками; на востоке простилается море от горы Афон аж до острова Скирос, где среди дочек царя Ликомеда вырастал молодой Ахиллес; на западе гряда Пинда закрывает горизонт зубчатой стеной. Легкие бодрит бесценный нектар воздуха, про который современные фессалийские селяне говорят, что он своей чудодейственной силой заживляет раны. Среди скал и лесов стоит монастырь святого Диониса, а под самой высокой вершиной, где когда-то вздымался дворец Зевса, тулится к голым скалам убогая капель, построенная из неотесанного камня. День и ночь монастырские звоны наполняют опустевшее жилище богов строгими звуками христианских песен.
     Олимп был настоящим царством Зевса с тех пор, как после войны с гигантами он поделил власть над миром с двумя братьями – Посейдоном и Аидом. Все трое тянули жребий. Зевсу досталось небо и земля вместе с Олимпом, Посейдону выпало море, Аиду- подземное царство мертвых. Зевс, как хозяин неба, объявил себя верховным богом, которому все должны подчиняться. Сначала братья бунтовали, особенно вспыльчивый Посейдон; бывали даже дворцовые перевороты, но каждый раз, благодаря своей силе и уму, Зевс побеждал, до тех пор пока все не покорились ему.
      Землю боги тоже делили между собой; каждый из них получал какой-то город или остров, где жители особенно почитали его. Это родственное деление происходило мирно: подписывались договора и составлялись сделки. Но временами доходило и до стычек. Так, например, Посейдон не хотел уступить Афине городом Афины. Чтобы примирить их, было решено, что город будет принадлежать тому, кто сделает его жителям самый ценный дар. Посейдон ударил трезубцем об землю и из нее выскочил конь (по другим сведениям забил соленым источник), а богиня Афина вызвала из глубины неплодородной афинской земли маслиновое дерево. Все боги и люди единодушно признали подарок Афины ценнее, потому что он был настоящей благодатью для убогого края. Когда таким образом уже вся земля была поделена, оказалось, что как-то совсем забыли про светлейшего из небожителей, Гелиоса, всевидящего бога солнца. На счастье, через несколько дней из моря вынырнул прекрасный остров Родос, который и подарили Гелиосу. На этом острове, который пахнет розами, у него были храмы, жертвенники и преданные поклонники.

     Зевс хорошо устроился на Олимпе. Дикие звери не имели туда доступа, и холодный ветер никогда не заносил снежных бурь. Ни одна туча не омрачала прозрачный воздух. Там царила вечная весна. Под самой высокой вершиной блестел палац Зевса, весь из золота и драгоценных камней, а под другими вершинами и на склонах стояли более скромные жилища других богов. Их построил Гефест, непревзойденный мастер. Врата на Олимпе стерегли Горы, непорочные богини времен года.
       Счастливо живут боги на Олимпе. Там не слышно ни криков, ни стонов больных, потому что золотистокожие небесные властелины никогда не болеют. Только иногда кто-то из богов, случайно увидев мужеубийственную войну, возвращается раненый, но его раны сразу же заживают по чутким присмотром заботливых врачей. Споры и ссоры обычно длятся недолго, потому что Зевс своим авторитетом решает и улаживает их. Только Зевсова жена Гера, громко при всех ругает властелина мира, потому что она очень сварливая и подозрительная. Боги объединяются в тесные товарищеские группы, а на большие праздники и советы собираются в просторном Зевсовом палаце.
   Собрания бывают малые и великие. На малые приглашают только олимпийцев, высшую аристократию богов. Иногда созывается настоящее вече, и быстроногий посланец богов Гермес, должен оббежать всю сушу и все моря, чтобы сообщить о Зевсовом указе всей той группе божков, всей той бессмертной мелкоте, которая, раскрыв от удивления рот, смотрит на небесную роскошь и не смеет и слова проронить в присутствии могущественных властелинов, которые гордо взирают на нее, как бы спрашивая: «Какого черта отец Зевс созывает весь этот сброд?».

     А в действительности это очень милые божки. Вот толпятся голубоглазые богини ручьев и рек, белотелые нимфы деревьев и нимфы, живущие в горах и среди полей. Одним словом, все добрые духи, которые значительно ближе человеку, чем горделивые хозяева Олимпа. Они ежедневно окружают человека, разговаривают с ним журчанием ручьев, шелестом листьев и отвечают ему раскатистой трехкратной луной среди скал.

     После таких советов начинается банкет. Тогда дриады возвращаются к своим деревьям в лесах, ореады – к своим горам, наяды к источникам и ручьям, лемониады опять прячутся меж цветами и травами на лугах и долго еще разговаривают о том, что видели на небе. А тем временем на Олимпе боги садятся к столам или, скорее, по стародавнему обычаю, ложатся на выстеленных мягкими подушками ложах из слоновой кости и морских черепах. Вокруг гостей ходит замечательная пара: богиня молодости Геба и прекрасный парень Ганимед, любимец Зевса, который сам украл его с Земли и сделал бессмертным. Геба и Ганимед разносят амброзию. Это была обычная пища богов – какие-то чрезвычайно вкусные сладости, которые сами таяли во рту, придавая сил телу, умиротворения мыслям и бессмертия душе. В золотые чаши наливали нектар- олимпийское вино с несказанно приятным запахом.
         Когда все уже наедались и напивались, вставал Аполлон и, окруженный девятью музами, пел вместе с ними замечательные песни и играл на кифаре. В счастливом молчании радовались сердца богов. Хариты, белоногие девушки, украшенные цветами, взявшись за руки, танцевали. А когда солнечная колесница завершала определенный дневной путь, все расходились по домам на ночлег. Утром их будила рожевоперстная богиня утренней зори Эос.

     Так греки представляли себе жизнь богов. Это была, по сути, человеческая жизнь, перенесенная в вечность. Бога от человека не отделяла бездна. Сначала к олимпийским столам приглашались выдающиеся люди. Но позже перестали, потому что земные гости не умели себя прилично вести и, имея слишком длинные языки, рассказывали своим близким все, что там слышали. Единственное отличие между человеком и богом состояла в том, что бог был бессмертен, а человеку даже самые счастливые мгновения жизнь отравлял страх перед смертью. Боги были бессмертны, но не вечны: каждый из них когда-то родился, и ни один не мог сказать про себя, что был всегда.

     От старости и смерти богов оберегала амброзия. Она содержала в себе тайную силу, и даже обычный человек мог стать бессмертным, принимая в еду эту чудодейственную пищу. Боги не были вездесущими, но могли с молниеносной скоростью перелетать с места на место. Их знания и могущество были велики, но не безграничны. Их деятельность ограничивала Мойра, или Судьба, а кроме того они взаимно ограничивали друг друга, потому что каждый из них имел определенную, доверенную ему сферу влияния. Боги вовсе не были безнаказанными. Они правили по своим законам и должны были соблюдать их. Наиболее строго наказывалось нарушение клятвы. Когда какой-либо бог давал клятву, Ирида, радужнокрылый посланник, летала за водой из Стикса. Там, на краю мира, жила ужасная Стикс, старшая дочка Океана. Ее жилище было далеко от богов в высокой скальной пещере, окруженной высокими  прямо до неба, серебряными столбами. Ирида набирала в золотой бокал стиксовой воды, которая вытекала из той скалы. Тот, кто давал клятву, выливал эту воду на землю. Если он нарушал клятву, то должен был целый год лежать бездыханным, одеревеневшим, как мертвый, а когда через год просыпался, его ждало еще девятилетнее изгнание. Только после этого он мог снова сесть за стол богов.

     Больше, красивее и сильнее людей, греческие боги имели тело, которое, как и человеческое могло уставать и быть раненым. Кровь у них была белая и, вытекая из раны, наполняла воздух прекрасным ароматом. Боги имели почти неограниченную способность перевоплощаться, но они никогда не превращались в страшных или уродливых существ. Иногда, приближаясь к людям, боги становились невидимыми. Их жизнь была легкой и счастливой по сравнению с жизнью человека. Правда, у них были свои страсти, страдания и неприятности, которые приносили им беспокойств не меньше чем людям, но греки считали по-настоящему полнокровной и счастливой жизнью только ту, в которой перемешивались между собой добро и зло.

взято из открытых источников интернета

Теги: древнегреческая мифология, греция, мифология, олимп